По мере совершенствования мобильных телефонов, появления новых функций и
технологий, усложнялись и сами концепты. К разработке в массовом
порядке стали привлекаться не только дизайнерские бюро и известные
дизайнеры (не говоря уже про R&D-центры самих
компаний-производителей), но также студенты школ дизайна, представители
"непрофильных" областей (недаром стали появляться концепты телефонов,
повторяющие очертания автомобилей и т.д.). Кроме того, множество
энтузиастов привлекала сама возможность прославить свое имя, участвуя в
проводимых конкурсах.
Нельзя
обойти стороной такое явление, как моду на различные концепты. Как и
разработчики реальных продуктов, дизайнеры концептов очень чутко
реагируют на веяния времени, улавливая последние тенденции на рынке
мобильных телефонов. При желании можно проследить, как в различные годы
менялись настроения среди разработчиков. Так, в частности, в эпоху
развертывания сетей 3G операторы делали ставку на VAS, на всевозможные
дополнительные сервисы, которые в недалеком будущем - теперь это уже
настоящее - могли максимально задействовать возможности сетей третьего
поколения (в первую очередь, это касается скоростей мобильного
интернета). Теперь уже точно можно сказать, что революции не случилось,
абоненты оказались не готовы тратить значительные средства ради
сомнительных удобств. Поэтому сегодня с улыбкой воспринимаются концепты
тех лет, в дизайне которых одним из главных посылов являлась
горизонтальная ориентация экрана, например, для просмотра передач
мобильного телевидения. Ну а поскольку задачку требовалось решить без
изменения положения самого устройства в пространстве, результатом
становились совершенно немыслимые, зубодробительные концепты
телефонов-трансформеров, с поворотными экранами, большим количеством
степеней свободы конструктивных элементов, сочетающие в себе два, а то и
три форм-фактора - например, раскладушки, слайдера и ротейтора. Если бы
такие концепты были реализованы на практике, то их производители
наверняка могли бы столкнуться с техническими сложностями - огромное
количество шарниров, шлейфов и т.д., что резко снизило бы надежность
аппаратов.
Так,
весьма популярна среди разработчиков концептов идея всевозможных
круглых устройств, телефонов в виде дисков, цилиндров и т.д. Почему-то
их создателям такая форма кажется наиболее эргономичной среди
существующих. Ну а круглый экран стал настоящей идеей фикс среди
некоторых дизайнеров. Кстати, совсем недавно круглый дисплей наконец-то
воплотился на практике, в реальном устройстве. Им стал мобильный телефон
Motorola MOTOAURA (V.), на создание которого компания-производитель
потратила целых два года.
Интересно
посмотреть, какие идеи при создании концептов мобильных телефонов
витают сейчас. Безусловно, это в первую очередь сенсорные экраны и
сенсорные элементы управления. Первые примеры таких концептов появились
еще несколько лет назад - в частности, хорошо известен отечественный
концепт такого телефона, предвосхитивший развитие сенсорных моноблоков -
touch-фонов.
Но
то, что происходит сейчас, иначе как повальным увлечением назвать
нельзя. При виде подавляющего большинства современных концептов
мобильных телефонов порой складывается ощущение, что на механических
элементах управления разработчики и дизайнеры решили поставить жирный
крест.
Если говорить о форм-факторах, то, несмотря на все
разнообразие представленных сегодня решений, для значительной части идей
мобильных телефонов будущего характерна простота и минимальное
количество конструктивных элементов. Это, впрочем, вовсе не означает,
что подавляющее большинство современных концептов выполнено в
форм-факторе моноблок. Множество представленных решений вообще не имеют
четко определенной формы, благодаря гибкому корпусу они могут менять
форм-фактор в зависимости от тех или иных событий.
Впрочем, достаточно обобщений, стоит перейти к рассмотрению наиболее интересных современных концептов мобильных телефонов.
Наибольший
удельный вес, разумеется, принадлежит идеям, рожденным в
R&D-центрах ведущих производителей, либо концептам, разработка
которых проводилась под эгидой этих компаний. Наибольшую активность
традиционно проявляет сегодняшний лидер мобильной индустрии, финская
компания Nokia. Данный производитель всячески поддерживает инициативы
дизайнеров, регулярно проводит конкурсы на лучший дизайн концептов,
поддерживает работу портала Design Awards.
Результатом
становятся десятки концептов в год, всевозможных форм, обладающих
уникальными особенностями. За все время были представлены самые
разнообразные решения, от GPS-часов R66 (совместная разработка Nokia,
Школы дизайна Род-Айленда, Школы управления MIT Sloan и Технологического
университета Хельсинки) до также студенческого проекта Nokia 111,
представляющего собой своеобразный клавиатурный концепт.
Впрочем,
наиболее известны некоторые другие концепты мобильных телефонов Nokia.
Это нашумевшая в свое время работа турецкого дизайнера Tamer Nakisci,
победившая на одном из конкурсов, проводившихся компанией Nokia - The
Nokia Europe Benelux Awards 2005. Мобильный телефон Nokia 888 получил
известность благодаря своей оригинальности (гибкий корпус, способный
принимать любую форму), однако, справедливости ради, отметим, что и до
него появлялись концепты, в которых эксплуатировалась данная идея.
Также
получил хорошую прессу еще один концепт будущего мобильного телефона
Nokia - проект Aeon, очень привлекательный внешне моноблок с двумя
сенсорными экранами, один из которых заменял цифровую клавиатуру.
Интересно, что создание подобного телефона возможно уже при нынешнем
уровне развития мобильных технологий, так что ничего не мешает Nokia
Aeon появиться на витринах салонов сотовой связи в ближайшем будущем
Чего
нельзя сказать о еще одном известном концепте - Nokia Morph, целиком и
полностью "завязанном" на использовании нанотехнологий. В его
разработке, помимо самой компании Nokia, деятельное участие принимали
специалисты Центра нанотехнологий Кембриджского университета.
Помимо
нетривиальной аморфной природы, способности принимать различные
состояния в зависимости от характера выполняемой задачи, интерес
представляет сама философия такого продукта. Заявляется, что подобный
телефон будет работать от солнечной энергии и окажется способен к
самоочищению. Кроме того, выдвинуто еще несколько тезисов, критичных для
данного нанотелефона:
* волоконная сетка на основе наноматериалов обеспечивает гибкость и прочность, а также прозрачность телефона; * высокая эластичность позволяет аппарату принимать любую требуемую форму; * возможность сложить аппарат и быстро развернуть его (использование гибких дисплеев, сенсорных элементов управления); * возможность отталкивать воду, грязь и отпечатки пальцев - камень в огород современных глянцевых телефонов; * тонкая батарея с малым временем заряда (и наверняка с большим временем автономной работы); * биологически разлагающиеся материалы корпуса, а также многое другое.
Как видно, данные тезисы отражают природу большинства существующих сегодня концептов мобильных телефонов будущего.
Дизайнеры
и дизайнерские бюро также много работают над созданием концептов, как
для компаний-производителей сотовых телефонов, так и "впрок", время от
времени поражая общественность действительно интересными находками. Как,
например, идея дизайнера Бранко Лукича Tarati, представляющая собой
концепт мобильного телефона с дырками вместо кнопок. Стоит ли говорить,
что для большого дисплея место в таком агрегате уже не остается.
Но
и энтузиасты от мобильной индустрии стараются не отставать, раз за
разом предлагая необычные решения. В числе них, например, концепт
мобильного телефона Sony Ericsson, оснащенного USB-портом. А ведь и
действительно, кому-то может показаться весьма интересным. Впрочем,
здесь действительно сложно провести границу между фейками, вымышленными
продуктами, как, например, мобильный телефон Nokia N98.
Sony
Ericsson давно взяли курс на создание не просто мобильных телефонов, а
целых комбайнов. Сначала были Cybershotы, которые напоминали
фотоаппараты, потом Walkmanы, похожие на плееры. Последовало логичное
продолжение - все в одном. В сложенном состоянии телефон не отличить от
фотоаппарата (3,2 мегапикселя, автофокус), да и кнопки управления
плеером расположены очень удобно. А при открытии крышки фотоаппарат
превращается в стильный мобильник.
Концепт
телефона-браслета был представлен китайским дизайнером Tao Ma. При
звонке он начинает вибрировать, и вы просто не сможете не заметить
звонок. Боюсь, писать и читать на нем смс-ки будет затруднительно в силу
отсутствия экрана, зато в браслет встроен mp3-плеер.
Если
прошлый телефон явно не понравился любителям коротких сообщений, то
этот как будто создан для них. Весь его дизайн - клавиши, клавиши,
клавиши. Есть, конечно, динамик и микрофон, но попробуй их найди среди
этого безумного количества кнопок. Но одно но перечеркивает все
остальное. Дисплея, как и у прошлого аппарата, у этого телефона нету.
Принцип все ради дизайна заставляет практичность хромать на обе ноги.
Конечно,
теперь, когда появился iPhone, никого уже не удивишь телефоном без
единой физической кнопки. Однако полностью функциональный концепт Onyx
появился почти на год раньше своего брата из Apple, чем, несомненно,
заслуживает внимания. Все как надо - сенсорный экран, гибкость управления и обширная функциональность. Впрочем,
что я буду рассказывать, смотрите видео сами. Разработчикам есть чем
вас удивить, даже тех, кто трогал этот мифический iPhone.
И
еще один телефон из той же серии, что и предыдущий. Благодаря
сенсорному экрану, занимающему всю лицевую сторону, дизайн модели может
быть абсолютно любым. Может быть, iPhone и лучше и в плане
функциональности, и дизайна (хотя спорно), но согласитесь, всегда
приятно достать что-то уникальное. А вот айфоны скоро будут у каждого
второго.
Два
предыдущих телефона могли с легкостью менять содержимое своей лицевой
панели, однако строгую прямоугольную форму у них никакими виртуальными
средствами не изменишь. А вот разработка Nec, получившая имя Tag,
сделана из гибких материалов, что позволит вам забыть об условностях
формы. При должной сноровке вы сможете его хоть в узел связать. Так что
делайте с ним что хотите, только не порвите!
Ну и на десерт несколько любопытных фейков и вобще "уток"